Get Adobe Flash player
Основной

Последние добавленные

Последние отзывы

Храмы и церкви

Главная улица старого города

 

Главной улицей Данкова является улица К. Маркса, до революции называемая Московской, ибо именно по ней пролегала дорога на Москву. На этой улице располагалось и располагается в настоящее время большое количество зданий, вызывающих особый исторический интерес.

 

 
Улица Московская

 

Прежде всего, необходимо сказать о Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, к сожалению,  не  сохранившемся до наших дней. Собор был построен в 1628 году (данные писцовых книг   г.Данкова 136 г. (1628 г.), 137 г. (1629 г.) и переписной книги  Данкова 1668 г., «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской Епархии...» священника И. Добролюбова, книги В.И. Ермакова «История города Данкова»). Первоначально он был деревянным. В 1672 году его перестроили. В 1764 году завершено возведение каменного здания собора.
Вот как описывает этот храм первый Данковский краевед В.И. Ермаков: «В нем хранятся два Евангелия - одно времен царя Михаила Федоровича, а другое - царя Алексея Михайловича Романовых. На первом Евангелии имеется по листам следующая надпись: «Сие Евангелие пожаловал государь Царь и Великий Князь Михаила Федорович всея России в Данков в соборную церковь Рождества Пресвятые Богородицы, при попе Максиме лета 7138-е июня в 25-й день. Напечатано сие Евангелие в лето семь тысяч сто тридцать шестое июня в 1-й день». На втором: «Августа в 6-е по указу Великого Государя, сия книга дана из приказу Большого дворца белгородского полка, в Донков город в соборную церковь Рождества Пресвятые Богородицы с роспискою 198 г.». В соборе четыре престола: во имя Рождества Богородицы, первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святителя и Чудотворца Николая и придел, построенный в 1750 году майором Авраамием Ивановичем Спешневым, жившим в девяти верстах от Данкова в имении своем и ныне существующем селе Спешневе, ...во имя своего ангела Авраамия Затворника».
В других источниках упоминается два придела: придел Усекновения главы Иоанна Предтечи и придел Апостолов Петра и Павла, а также сообщается, что собор был построен по указу царя Алексея Михайловича.
По сведениям из книги Ермакова В.И., в августе 1791 года церковь сильно пострадала от пожара. Полностью храм был восстановлен лишь в 1854-1855 гг. Сделано это было, прежде всего, благодаря стараниям данковского купца Григория Фаддеевича Лебедева и протоиерея Федора Семеновича Семенова.
Особенностью убранства собора, которую многие отмечали, являлось наличие деревянных статуй: Иисуса Христа (стояла в особой комнате при входе) и святых (стояли вдоль стен храма, помещенные в особые колпаки).
По некоторым данным, храм был разрушен в 1960 году. Вот что об этом говорит председатель правления районного общества краеведения С.Н. Дегтерев: «Церковь эта стояла между сегодняшней больницей и музеем. В связи со строительством поликлиники, собор было решено сломать».

 


Базарная площадь-церковь Дмитрия Солунского

 

Рядом со старым собором находилась церковь великомученика Дмитрия Солунского. У В.И. Ермакова читаем о ней: «Построена близ площади гостиного двора в 1760 году г. Спешневым, а в 1862 году попечением данковских купцов Желудкова и Чижова и при содействии иерея Михаила Молчанова церковь эта распространена с прибавлением придела во имя Боголюбской Божией Матери с образами новейшей живописи, писанными даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфириием Алексеевым Люльчевым» (В.И. Ермаков «История города Данкова»). Храм принадлежал Стрелецкой слободе города. По сообщениям старожилов, церковь была закрыта в 1933 году. Иконы, церковные принадлежности разворовали, колокольню уничтожили. От полного уничтожения церковь спасло мудрое решение тогдашнего председателя райисполкома С.И. Коротеева разместить в ее здании Данковский краеведческий музей. Таким образом данный памятник архитектуры получил свое второе рождение.

 

Тихвинский собор.

 

Разрешение на строительство собора данковчане получили от царя лишь в 1860 году. До этого времени, как пишет В.И. Ермаков, на данном месте стояла каменная часовня.

 

 

Тихвинский собор и часовня

 

Храм начали строить 26 августа 1861 года. Закончили в 1878 году. В соборе было две церкви: внизу - зимняя, вверху - летняя. Собор имел шесть престолов, освященных в разные годы. Приделы первого этажа - Петропавловский, Никольский, за исключением среднего, недостроенного - были освящены в 1872 году. А приделы Тихвинский, Трех святителей и всех святых, расположенные на втором этаже, освятили в 1878 году. Собор имел также пятиярусную колокольню (ее разрушили в 30-е годы XX века). Длина хра¬ма не превышала сорока восьми, а ширина - тридцати пяти аршин.

 

 

Тихвинский собор

 

Долгое время собор значился безземельным и бесприходным. Жил он тогда за счет сбора      мостовых и перевозочных средств по реке  Дон. Позже, в 1888 году, по генеральному межеванию,  храму отвели  173 десятины     земли.
Со временем значительно увеличился как штат собора, так и число прихожан.
После революции в храме был клуб, потом - пункт приема стеклотары, затем - склад. А от колокольни не осталось и следа. По свидетельству Н.В. Кириллова, бывшего электрика доломитового комбината, поводом к разрушению колокольни Собора стал инцидент, произошедший на митинге 7 ноября 1936 года. В тот день была пасмурная погода, облака висели очень низко. Одному гражданину, бывшему в нетрезвом состоянии, показалось, что соборная колокольня накренилась и падает. Гражданин поднял крик, который подхватила воспитательница детского дома, приведшая на митинг своих воспитанников. В толпе началась паника. Мужчину, спровоцировавшего ее, впоследствии, в 1937-м, осудили на семь лет исправительных лагерей. А колокольню разрушили годом позже - в 1938-м. На ней был установлен деревянный желоб, по которому спускали кирпич. Кирпич этот на телегах (бестарках) возили на строительство дороги Янышево - Малая Знаменка.
Сам собор в годы советской власти все-таки выстоял, хотя от былой красоты и великолепия ничего не осталось. Но время шло... И вот 14 октября 1994 года состоялось освящение здания Тихвинского собора и его прием в лоно церкви. Службы в храме возобновились, но, если так можно выразиться, проходили они в полевых условиях. Еще очень много предстояло сделать, в частности, установить кресты над пятью куполами храма. Многие данковчане тогда жертвовали свои деньги на приобретение крестов. 27 марта 1996 года состоялось их торжественное возведение.

 

Христорождественская церковь.

 

 

Христорождественская церковь.

 

В 2005 году возобновились богослужения в еще одном храме, закрытом советской властью в 30-е годы. Вот что повествуют писцовые книги XVIII века о церкви Сторожевской слободы Данкова: «В Данкове же на посаде, на берегу реки Вязовенки, слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да придел Николы Чудотворца, древяна клецки с папертью...» 3 сентября 1802 года вышел царский указ с запрещением делать деревянные храмы. Данное решение и послужило толчком к началу строительства в 1873 году каменной церкви Рождества Христова. Воздвигли ее за 37 лет: строительство было окончено в 1910 году. До XIX века в храме находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная в середине XVI века.
По сообщениям старожилов, данный приход перестал существовать около 1933 года. Однако здание, к счастью, сохранилось.
И уже в 2006 году Христорождественская церковь стала постоянно действующей. В этом же году возведен крест на ее главный купол.

 

Церковь Иоанна Богослова.

 

Приход слободы богословских казаков, церковь Иоанна Богослова, упоминается писцовыми книгами 136 г. (1628 г.) - 137 г. (1629 г.) как «церковное место». В окладных книгах 1676 года значится уже как церковь. Тогда храм был деревянным. Вместо этого сооружения в 1780 году была построена другая деревянная церковь «в прежнее храмона-именование». В 1716 году приход составлял 16 дворов, в 1780 году - 54, в 1885 году - 134, прихожан - 930. И в 1885 году церковь оставалась деревянной. В XVIII веке она имела 39 десятин земли. Причт состоял из одного священника и одного псаломщика.

 


Храм Иоанна Богослова

 

В 30-е годы XX века храм был закрыт, уничтожены колокола, все иконы и иконостас. Здание сначала использовалось как зернохранилище, затем - как керосиновая лавка и наконец - в качестве продовольственного магазина. По сведениям настоятеля храма отца Николая (Стаднюка), как только здесь стали продавать мясо, в здании начались необычайные явления, и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали церкви, но лишь с августа 2003 года в нем проводятся постоянные богослужения.

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

 

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Баловнево Данковского района - архитектурный памятник школы Баженова В.И. Она выстроена по  плану фасадного соборного храма Александровской лавры с приделами  Никольским (с 1798 г.) и Ильинским (с 1799 г.).
Когда подъезжаешь к селу, то видишь, как за широкой горизонталью зелени возникает силуэт двух высоких стройных башен. Вслед за ними показывается огромный купол, венчающий собственно церковь.
Строительство церкви было начато в 1789 г., закончено - в 1799 г. Достраивалась она также и в первой трети XIX в. Окончательная отделка храма потребовала от владельца баловневской усадьбы Матвея Матвеевича Муромцева затрат на сумму 40000 рублей.
Владимирская церковь представляет собой принципиально новый тип архитектурной композиции русского храма. Памятник имеет излюбленную Баженовым центрическую композицию. Две колокольни его расположены симметрично относительно главного входа. Каждая из них имеет четыре яруса и завершается шпилем. Церковь перекрыта куполом, на котором размещен массивный барабан. Большие и глухие плоскости кирпичных стен зодчий оформляет вкраплением своеобразной инкрустации из каменных и тесаных деталей круглой и ромбовидной формы. Оригинальная, почти скульптурная компоновка масс заставляет вспомнить постройки Царицына и Знаменки. В настоящее время храм вновь передан православной общине села Баловнево.